Как найти хорошую работу без необходимой квалификации?




Если у тебя нет специальных знаний, хочется научиться всему "без отрыва от производства" и двинуться дальше, то работа секретаря - самый реальный способ сделать заветный шаг. Перейдет ли он в непринужденный прыжок вверх, зависит от тебя. мы попробуем развеять три самых распространенных мифа, которые многим мешают приняться за дело.



На первый взгляд эти аргументы неоспоримы, но речь идет не о мгновенном взлете или выборе места раз и навсегда, а о возможном варианте изменить свою биографию - простом, эффективном и проверенном жизнью.

Миф первый. Без окончания специальных курсов секретарей-референтов на работу не возьмут.

В свое время я занималась организацией таких курсов и могу заявить со знанием дела - денег, времени и нервов они требуют больше, чем ты можешь предположить, а результат будет зависеть только от твоих усилий - не предусмотренных оплаченной программой. Обычная практика организаторов курсов - заключение договоров с преподавателями, обучающими работе на компьютере, английскому языку, машинописи и делопроизводству, иногда - деловому этикету и постановке речи. Но неужели ты, зная особенности своего характера, не сделаешь это эффективнее администрации?

За то, что скрывается под скучным словом "делопроизводство", можешь быть спокойна. Если твой шеф не работал в отделе секретности оборонного предприятия или в штабе округа, будь уверена - при нормальном отношении к своим обязанностям и чтении специальной литературы ты уже через пару месяцев станешь незаменимым специалистом..

● За 10 занятий в группе из 10-15 человек научиться машинописи и работе на компьютере невозможно - любой опытный секретарь подтвердит мои слова. Если ты не из тех счастливиц, которых еще в школе основательно научили технике "слепой" печати и правилам оформления документов, путь у тебя только один - выучить наизусть учебник по машинописи и делопроизводству. И печатать, печатать - все, что приходит в голову и попадается под руку. Тебе надо сформировать так называемую "мышечную" память. Сегодня существует масса программ с обучением быстрому набору. Скачай и вперёд!

● Что касается скоростного обучения иностранному языку по бизнес-программе, то даже среди тех, кто ради работы готов на все, нет охотников платить за иллюзии. Если твой иностранный находится на уровне "читаю и перевожу со словарем текст известного мне содержания", о работе в мультинациональной фирме можешь забыть. Конечно, обидно на стартовой зарплате проиграть раза в три, но у тебя появляются и плюсы: у небольших российских фирм более динамичная структура и "плавающее" штатное расписание. Здесь могут смотреть сквозь пальцы на пробелы в твоих профессиональных знаниях - в течение срока, достаточного для самообразования. К тому же работа в отечественной структуре сулит больше вариантов перемещения внутри нее или в фирмах-партнерах - как по горизонтали, так и по вертикали.

● Если о правилах красной строки или пробелах перед запятой можно прочитать или спросить, то о значении устной речи, похоже, как следует еще не написано. Между тем именно она может сыграть решающую роль в твоем продвижении. Знание родного языка, грамотное произношение, интонации, голос - чрезвычайно важны. Чтобы выработать грамотную, спокойную речь с правильными, не режущими слух интонациями, надо приложить немало усилий. На первых порах это требует жесткого самоконтроля.

Чтобы лучше понять, о чем речь, позвони наугад в несколько крупных риэлтерских, аудиторских или финансовых организаций (в торговой фирме не обязательно ответит секретарь), задай пару формальных вопросов о работе и послушай, что тебе скажут. Если повезет, ты станешь участницей грамотно поставленного диалога "секретарь-абонент", что само по себе неплохой опыт для новичка. Занимаясь постановкой своего "телефонного" голоса, не допускай агрессивных, пронзительных или беспомощных ноток. Отработай с диктофоном (магнитофоном, телефоном подруги, мужем, прохожими на улице) несколько веселых фраз типа "Доброе утро, я - секретарь генерального директора научно-производственного объединения "Почтовый ящик". Пригласите, пожалуйста, к телефону специалиста, ответственного за испытания наших почтовых ящиков". Следи, чтобы фразы не прерывались, а интонация логически следовала за смыслом. И главное, старайся, чтобы голос звучал ровно-приветливо. Совершенно недопустимо выражать голосом неуемный восторг или пренебрежение, давать понять, что звонок нежелателен - даже если неудовольствие будет написано на лицах всех работников фирмы. У тебя особая миссия, ты - "голос фирмы", и он должен звучать безупречно.

● Последний аргумент в пользу подготовки секретарей поточно-групповым методом - гарантированное трудоустройство. Смею уверить, что с тем же успехом можешь искать работу самостоятельно. Один из лучших способов - обратиться в общественные объединения фирм, специализирующихся в одной области, нотариальную, аудиторскую, торгово-промышленную палаты, союзы риэлтеров и страховых компаний, координаты которых есть в телефонных справочниках. Будь настойчива, не стесняйся узнать имя директора или другого ответственного работника и попроси о встрече. Спокойно выслушай все советы, оставь свои координаты и при контактах с другими фирмами обязательно ссылайся на состоявшийся разговор, каким бы незначительным он ни был. Кроме того, в подобных объединениях, как правило, есть сведения о вакансиях, и работают в них вежливые коммуникабельные люди. А дополнительные связи с интересными для тебя в профессиональном отношении фирмами сами по себе дорогого стоят.

Миф второй. Легче всего устроиться работать в фирме мужа или друзей.
Версия о том, что у друзей или у мужа работать легче и спокойнее, уже изжила себя. Расспроси знакомых или проанализируй известные тебе факты, и увидишь, что в таких фирмах победителей среди подчиненных - раз-два и обчелся, а вот претензий, обид и зависти к "немотивированному" успеху начальника-друга (чаще всего, уже бывшего) - хоть отбавляй.

Миф третий. С такими, как у меня, ногами в приемной делать нечего.

Какое заблуждение! Если цифры "90-60-90 от 176" не имеют к тебе отношения, то "не светит" тебе как раз отказ нанимателей. Многие бизнесмены нередко говорят, что работать с красавицами модельного класса не комфортно: в течение напряженного рабочего дня цивилизованные руководители-мужчины не стремятся к сексуально окрашенному общению с подчиненной. Это необходимо учесть и тебе: супермини, оголенные животик или лопатки, как бы ни были они прекрасны, - не для офиса.

Мудрые советы повторяются не реже, чем нарушаются, но флиртовать с посетителями и обсуждать с коллегами своего руководителя - абсолютно недопустимо. Возможны только комплименты, а если похвалить нечего, лучше промолчи.

С самого начала ты должна понять: во взаимоотношениях администрации с персоналом секретарь отстаивает интересы администрации, а если это идет вразрез с твоими представлениями об этике и морали, следует обсудить ситуацию с непосредственным начальником и предупредить его о своих возможных действиях.

И еще - никогда-никогда никому не рассказывай, какой букет ты купила по просьбе директора и кому он предназначен, в какую машину после работы сел твой начальник или какого цвета глаза у молодого человека, передавшего через тебя записку начальнице отдела маркетинга. Можешь мне не поверить, но это в основном все. И если честно, это очень-очень трудно выполнить, несмотря на всю очевидность сказанного. Но ведь ты действительно хочешь научиться работать с нуля? Тем более если выбирать не приходится.